Велосипедные тормоза
Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:
1. Ножной тип (барабанный) тормоза.
2. Ободные тормоза.
3. Дисковые тормоза.
Велосипед с каким типом тормозов выбрать? Для ответа на этот вопрос стоит разобраться в особенностях каждого типа тормозов.
НОЖНОЙ ТОРМОЗ (РЕВЕРСИВНЫЙ)
Такой тип тормоза самый простой и надёжный, подойдёт для неторопливых поездок по городу и паркам, когда простота велосипеда наиболее важна, а мощность не требуется на таких малых скоростях. И конечно же для Вас важно, чтобы велосипед не требовал особого ухода и тормозил в любую погоду в любое время года, смело выбирайте велосипед с таким типом тормоза.
Это самый простой в эксплуатации тип тормоза. Основной плюс такого тормоза — доступность и простота в эксплуатации. Такие тормоза не требуют никаких настроек и практически не нуждаются в обслуживании. Оптимальны для городских и детских велосипедов.
Преимущества:
- Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
- Ножной тормоз не приводит к износу обода колеса.
- Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
- Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
Недостатки:
- Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
- Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
- Наличие «мертвой зоны» - когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
- Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
- Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.
ОБОДНЫЕ ТОРМОЗА (V-BRAKE)
Ободные тормоза выбирают, когда важна простота настройки, низкий вес и, чаще всего, низкая цена.
Их основными преимуществами является простая настройка, небольшой вес и эффективность торможения.
Такие тормоза позволяют более точно контролировать велосипед. Тормозное усилие на колесо зависит от усилия на тормозную ручку. Свободный обратный ход педалей упрощает заезды на бордюры и облегчает контроль в поворотах.
Смена тормозных колодок при их стирании осуществляется без особых проблем и под силу любому велолюбителю.
Весь механизм довольно прост, от ручки тормоза проведён стальной трос к двум рычагам, на которые крепятся тормозные колодки, которые в свою очередь зажимают обод колеса между собой.
У вибрейков есть одна неустранимая проблема: качество торможения зависит от погодных условий, чувствительны к влаге. Свои тормозные свойства колодки теряют при работе в сырую погоду, грязь, летящая на тормозные поверхности, оледенение в мороз — существенно снижает останавливающее воздействие.
Преимущества:
- Легко обслуживать.
- Простая и эффективная конструкция с хорошим тормозным усилием.
- Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами ножного типа.
- Невысокая цена.
Недостатки:
- Снижение эффективности торможения, если на обода и тормозные колодки попадает влага или грязь.
- Ускорение износа обода и тормозных колодок из-за повышенного трения при попадании грязи, песка.
- С V-brake тормозами невозможно использовать широкие покрышки.
Встречаются на городских и горных велосипедах.
ДИСКОВЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ
Имеют несколько больший вес, чем ободные, но менее чувствительны к дождю и грязи.
Повреждения обода не влияют на торможение. Обеспечивают четкое и стабильное торможение вне зависимости от стиля и места катания.
Дисковые механические тормоза на сегодняшний день считаются наиболее эффективными среди устанавливаемых на бюджетные байки тормозных систем. Они имеют огромный ресурс эксплуатации, быстро и легко настраиваются, а колодки и диски при необходимости меняются без каких-либо трудностей.
Кроме того, механические дисковые тормоза наиболее отзывчивы и позволяют с легкостью регулировать силу торможения путем силы, прикладываемой к тормозным рычагам. Если необходимо прибегнуть к резкой остановке, дисковые тормоза позволяют полностью блокировать колеса. Дисковые тормоза несложны по строению. Они состоят из диска, который прикрепляется к втулке колеса, суппорта, который крепится к вилке или раме и тросика (механическая система), с помощью чего соединяется суппорт с тормозной ручкой.
Преимущества:
- Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
- Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
- Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
- Не изнашивают обод.
- Позволяют использовать широкие покрышки.
- Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
- Большой срок службы колодок.
- Неприхотливы в обслуживании.
- Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
- Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
- Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
Недостатки:
- Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
- Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
- Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
- Больший вес относительно ободных тормозов.
- Выше цена относительно ободных тормозов.
- Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.
Оптимальны для горных велосипедов.
ДИСКОВЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ
Дисковые тормоза с гидравлическим приводом наиболее эффективный тип тормозов, особенно, при катании по пересеченной местности. Обеспечивают максимально точную передачу усилия.
Тормозная система такого типа хотя и посложнее механической, однако отличается большей точностью в работе механизмов, более плавным и щадящим для всех деталей ходом.
Гидравлика представляет из себя значительно более продвинутый механизм: ручка здесь является поршнем, который давит на тормозную жидкость (иногда масло), воздействующую в свою очередь через гидролинию на поршни в калипере (суппорте). Эти тормоза представляют из себя замкнутую систему, и будучи исправными, не требуют к себе никакого внимания, кроме замены колодок.
“Гидравлика” при должном и своевременном уходе показала себя очень надежной и эффективной в эксплуатации. Кроме того, гидравлика эффективнее работает при плохих погодных условиях.
Но довольно дороги и сложны в обслуживании. Ремонт в полевых условиях потребует наличия специального инструмента и опыта.
Устанавливаются на горные велосипеды.
Преимущества:
- Обеспечивают самое мощное торможение среди всех типов тормозов.
- Самый лучший контроль тормозного усилия (модуляция) среди всех типов тормозов.
- Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
- Не изнашивают обод.
- Позволяют использовать широкие покрышки.
- Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
- Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок.
Недостатки:
- При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
- Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
- В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
- Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
- Сложно выровнять погнутый ротор.
- Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
- Большой вес относительно ободных тормозов.
- Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.
- Сложнее в обслуживании.
Вывод здесь один: все зависит от привычных для вас условий вождения. Если вам велосипед требуется только в городе или для спокойных прогулок, то в целях экономии можно обойтись ободными тормозами. Но если вы любите экстремальную езду, для чего в первую очередь важна безопасность и надежность, то лучше остановиться на дисковых.